Общественный транспорт - это две группы средств передвижения: 1) автобусы, троллейбусы, метро, такси, электрички; 2) самолеты, поезда дальнего следования, теплоходы и т.п. Разумеется, в обеих группах поведение пассажира должно быть вежливым, но есть определенная специфика в каждом из этих случаев. Например, в автобусе или метро не здороваются, входя в салон. Так поступают лишь в том случае, если вы постоянно ездите одним и тем же маршрутом и часто встречаете одних и тех же людей; можно дружески улыбнуться, наклонить голову. На общественный транспорт распространяется общее правило хорошего тона: женщину, старшего и занимающего более высокое положение следует пропускать впереди себя. При выходе из транспорта поступают наоборот: мужчина и младший выходят перед женщиной и старшим. Это правило не работает, если речь идет о вышестоящих лицах, которые всегда проходят первыми. Это происходит потому, что выходящий первым помогает выйти второму, и правило становится бессмысленным, когда речь идет о субординации. Иными словами, подавать руку начальнику при выходе из транспорта не стоит (если он, конечно, не женщина). При наличии небольшого числа свободных мест на них должны садиться пожилые, женщины и инвалиды. Но женщина не должна предлагать свое место мужчине, если он не инвалид или глубокий старик. Предлагая человеку сесть, укажите вежливо ему на место и скажите: `Пожалуйста` или `Разрешите предложить вам сесть`. Весьма неучтиво будет просто молча встать, тем более повернувшись спиной к тому, кому вы уступаете место. Само собой разумеется, что то, о чем идет речь, - дело добровольное, и никто никого не может заставить уступать другому место - это вопрос культуры и этики. Посему за это необходимо внятно и членораздельно благодарить. Иногда приходится наблюдать, как кто-либо из стоящих в транспорте `распекает` сидящих, особенно молодежь, за то, что они не уступают место старику или женщине с ребенком. Этого делать не следует, ибо учтивость за счет других - это не учтивость, а нечто иное. Не лучше ли вежливо напомнить об этом кому-либо из них негромким голосом, не привлекая всеобщего внимания. Теперь перейдем ко второй группе общественного транспорта. В поезде вы едете вместе с попутчиками несколько часов, поэтому, входя в купе, их надо поприветствовать, независимо от намерения завязать с ними беседу. По прибытии поезда в место назначения, покидая купе, обязательно попрощайтесь с ними и пожелайте тем, кто едет дальше, счастливого пути - даже если вы им и слова не сказали во время поездки. Руки, разумеется, при этом подавать не обязательно, если только вы с кем-либо из попутчиков не установили более доверительные отношения. В самолете надо поздороваться с сидящими в соседних креслах, а также приветствовать стюардессу, которая приглашает пройти в самолет. Так же следует поступать и в электричках, исключая, конечно, приветствие несуществующему проводнику. В самолетах и поездах дальнего следования, где все места пронумерованы, случается, что кто-либо из невнимательных пассажиров садится не на свое место. Если, таким образом, ваше место оказалось занятым и для вас важно сидеть именно на этом месте, укажите вежливо незадачливому пассажиру на его ошибку. В противном случае, если вы будете грубы, ваше путешествие будет менее приятным. А можно сесть на свободное место. Часто это не столь важно. Самое распространенное занятие во время дальних (и не только дальних) путешествий - чтение и разговоры. Некоторые обожают читать в общественном транспорте. Чтение газет в городском транспорте - нелегкая проблема, особенно в час пик. Но так хочется узнать свежие новости! Но при этом необходимо следить за тем, чтобы поменьше шелестеть страницами и не положить газету на впереди сидящего пассажира. Разговаривать в транспорте следует негромко, стремясь не беспокоить тех, кто занят чтением или решил вздремнуть. Вполне допустимо вступать в беседу других пассажиров - при условии, что речь не идет о чем-либо сугубо личном и вам есть что добавить. Если же разговор носит интимный характер, вмешиваться нельзя. В настоящее время незначительно упростились прежде существовавшие правила, оговаривавшие, кто, с кем, когда, где и как может завести разговор. Например, лишь старшие по статусу могли пригласить принять участие в обсуждении нижестоящих. Установить `иерархию` лиц было порой непросто. Поэтому всякое разумное изменение правил поведения в сторону большей демократичности и свободы поведения можно только приветствовать. Большинство путешествующих самолетом или поездом имеют при себе багаж. В не слишком далеком прошлом мужчина всегда помогал даме расставить багаж. Ныне такое встречается нечасто. Общая установка такова, что сегодня никто не должен ждать какой-либо помощи как само собой разумеющейся услуги. Если ее предлагают - примите с благодарностью. В тех случаях, когда у вас возникнет в ней потребность, - попросите вежливо помочь вам, но возможен и отказ. Как бы там ни было, возможны варианты: крепкая молодая женщина может оказать услугу дряхлеющему старику, помогая ему расположить чемодан либо достать матрац с верхней полки; необходимо помочь и сильному молодому мужчине, если он оказался в затруднительном положении. Надо сказать, что в настоящее время вышеуказанные правила (кто кому должен уступать место в городском транспорте), в значительной мере теряют свою силу. Часто ситуация выглядит так: сидит тот, кто сидит. Думается, это дело совести или воспитания, а не правил.
Письменный перевод договоров
Бюро переводов `АКМ-Вест` занимается письменными и устными переводами на английский, немецкий или любой другой язык
Уроки успеха
В Ульяновской области с февраля 2013 года учащимся старших классов начнут прививать любовь к рабочим профессиям
Ссылки по теме:
Комментарии к статье (3) | 692 рейтинг: 8369
|