Российская Информационная Сеть
 
 
Поиск
Дом и Семья   
Квартира   
Сад и огород   
Фэн Шуй   
Досуг   
Фитнес   
Этикет   
Усадьба   
Он Она   
Для дома и семьи   
Народные приметы   
Для торжеств   
new! Ваш малыш   
Модные обзоры   
Мода   
Фильмы для семьи   
 
Дети до школы   
Магия кулинарии   
Красота и здоровье   
Психология   
Стильные штучки   
Семейная литература   
Путешествия от А до Я   
Открытки   
Юмор   
Хобби и увлечения    
Коллекционирование   
Наши партнеры   
 
Гостевая книга   







  Этикет > Из истории этикета > Императорский Китай

Императорский Китай

Сын неба
О жизни и деяниях китайских правителей прошлого известно мало. Такие сведения не разглашались. Никто со стороны не мог наблюдать за жизнью императора и вслух называть его имя. Во время выезда его за пределы дворцов простому человеку под страхом сурового наказания запрещалось даже смотреть в лицо владыки Поднебесной. Такие традиции неукоснительно соблюдались тысячелетиями.
За его якобы божественное происхождение императору присваивался титул `Сын неба`. Впрочем, были и другие названия: `Премудрый Правитель`, `Будда наших дней`, `Тысячелетний властелин`, `Святой император` и т.д.

Сам себя император называл Гуа-жэнь - `единственный человек` либо Гуа-цзюнь - `единственный государь`. По отношению к нему употреблялось особое личное местоимение - чжэнь (мы). Подданный китайского государства при обращении к Сыну неба не имел права употреблять личное местоимение`я`- надо было говорить `раб`. `Раб слушает...`, `Раб готов...` и т.п.
Ближайшее окружение приветствовало владыку возгласом: `Десять тысяч лет жизни!`, а его первую жену-`Тысяча лет жизни!`. Правда, на степень искренности этих пожеланий указывает народная поговорка: `Даже император не может купить тысячу лет жизни`.
Обращаясь к императору, подданные совершали сложную церемонию, которая называлась так: `Три раза встать на колени и девять раз совершить земной поклон`, иными словами, при каждом коленопреклонении необходимо было трижды коснуться лбом земли.
Во время императорской аудиенции перед возвышающимся над залом троном клали на пол пять подушечек для членов Верховного императорского совета - высшего государственного органа. Ближе остальных к трону находилась подушечка для главы совета. Чиновники рангом ниже становились коленями на каменный пол безо всяких подстилок. Тем не менее они старались незаметно обернуть колени толстым слоем ваты.
Церемониал аудиенции проходил в следующем порядке. Чиновник прибывал в зал приемов в сопровождении императорского евнуха, который открывал громадные двери тронного зала, затем становился у порога на колени, объявлял имя и должность прибывшего и удалялся, закрывая за собой дверь. Чиновник переступал порог и становился на колени перед троном.
Император в Китае был священной фигурой. Он никому не отдавал отчета в своих поступках. Любое решение государственных органов власти могло быть приостановлено его велением. Не существовало знаков восхваления и почитания, которые не оказывались бы властителю страны. Почитание Сына неба подданными являлось важнейшим элементом духовной основы государства. Древнее китайское изречение гласило: `Когда государь оскорблен, чиновники умирают`.

Одежда, украшения, знаки различия чиновников императорского двора определялись строгими правилами служебной иерархии и этикета. Их обычной одеждой был шелковый халат с длинными рукавами. Халат самого императора имел желтый цвет; на нем были вышиты четыре золотых дракона: два на плечах, по одному на груди и спине. Лапы `императорских` драконов имели пять когтей, `чиновничьих` - четыре. Император носил жемчужные бусы и маленькую круглую шапочку, украшенную тремя расположенными друг над другом драконами. На каждом драконе были три одинаковые жемчужины и одна более крупная.
Главной обязанностью китайского императора считалось принесение жертв небу, земле и предкам, а также вознесение молитв о ниспослании урожая, о прекращении засухи или дождей. Существовали три вида таких жертвоприношений: великие, средние и низшие. Великие жертвоприношения совершались в честь земли, неба, усопших императоров здравствующей династии, духов зерна и земледелия. Они состояли из нефрита, тканей и скота и совершались в Храме неба и Храме земли по случаю моления об урожае, зимнего и летнего солнцестояния. Средние жертвоприношения - ткани, животные - совершались в честь солнца, луны, умерших императоров прежних династий, Конфуция, духов гор, рек и т.д. Малые жертвоприношения - только животные - делались духам великих государственных деятелей, духам дождя, ветра, грома и т.д.
Земли за пределами Китая считались населенными варварами: `восточными`, `западными` и т.д. Все они, по мнению китайцев, были вассалами их государства. Сам император полагал себя верховным правителем всего мира, будучи убежденным, что эта миссия ему дарована небом. Стремление других стран установить с Китаем разнообразные связи - дипломатические, торговые - рассматривалось Сынами неба как желание варваров поучиться китайской цивилизации и признать себя вассалами Поднебесной.



Ссылки по теме:
  • Мягко стелет
    Такая мелочь, как cалфетки-подставки, которые нам представляются чем-то будничным и не слишком изыск...
  • Калистегия
    Многолетние травянистые растения, вьющиеся или лазящие на высоту до 4 м. Листья расположены в очеред...
  • Бузульник
    Многолетние корневищные растения. Стебли прямые, до 120 см высотой. Листья крупные, до 50 см в попер...
  • Астильбоидес пластинчатый
    В культуре довольно редок, род содержит всего один вид. ...
  • Хойя
    Вечнозеленые кустарнички с вьющимися, стелющимися или повисающими стеблями. Листья сочные или кожист...

Комментарии к статье (1) | 601 рейтинг: 9190
Страницы:  1  2  3  4 



 
   Copyright © RIN 2002- * нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ