Российская Информационная Сеть
 
 
Поиск
Дом и Семья   
Квартира   
Сад и огород   
Фэн Шуй   
Досуг   
Фитнес   
Этикет   
Усадьба   
Он Она   
Для дома и семьи   
Народные приметы   
Для торжеств   
new! Ваш малыш   
Модные обзоры   
Мода   
Фильмы для семьи   
 
Дети до школы   
Магия кулинарии   
Красота и здоровье   
Психология   
Стильные штучки   
Семейная литература   
Путешествия от А до Я   
Открытки   
Юмор   
Хобби и увлечения    
Коллекционирование   
Наши партнеры   
 
Гостевая книга   







  Квартира > Интерьер > МЕБЕЛЬ, ИНТЕРЬЕР > Гобелен - древнее искусство для современной жизни

Гобелен - древнее искусство для современной жизни

В сегодняшнем мире искусства для обозначения художественного текстиля (в самом широком смысле) в современном русском языке существуют два равноправных термина: "шпалера" (от немецкого Spalier) и "гобелен". Первоначально гобеленами называли изделия возникшей в ХVII веке мануфактуры Гобеленов (les gobelins) в Париже. В русский язык оба термина вошли в XVIII веке (большую роль, в этом сыграло, в частности, основание в 1717 году Петербургской шпалерной мастерской). В широкой художественной практике прочно укоренилось употребление термина "гобелен", тогда как, в научном обиходе (в описаниях музейных коллекций, справочных изданиях и публикациях) принят термин "шпалера".

Искусство гобелена (шпалеры)
Историки утверждают, что в Египте репсовое переплетение было известно еще во времена Нового Царства. В египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 годом до нашей эры. Отдельные приемы шпалерного ткачества были известны и в доколумбовой Америке. В Азии, в технике сходной со шпалерным ткачеством, работали китайские мастера. Хорошо известны работы мастеров эпохи Сун (X-XIII века) и позднейшие, вплоть до XVIII века. Японцы к началу III века познакомились с китайскими шелками.

В западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа) на исторические или библейские темы. С конца XIV века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства.

В XIV веке ведущим был Париж, затем Аррас. В XV веке - Аррас и Турне. Потом - города в бассейне реки Луары. В XVI веке - Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В XVII-XVIII веках блистала королевская мануфактура в Париже, в Бове. Лучшими среди европейских мануфактур до конца XVIII века оставались фламандские и французские. Каждый центр специализировался на одной технике ткачества. Один из прекраснейших образцов фламандского ткачества - шпалера "Давид и Вирсавия". Фламандское искусство ткачества связано с именами Рубенса и Иорданса, которые создавали картоны для шпалер. Во Франции диктовали стиль Шарль Лебрен, Ж.-Б.-Кольбер, Франсуа Буше. Особенно большим успехом пользовались шпалеры мануфактуры в Обюссоне.

Наряду с французскими существовал ряд шпалерных мануфактур в других странах Европы. В Англии, в городке Мортлейк, в 1610 году была создана королевская мануфактура, где работали приглашенные из Фландрии ткачи. Здесь выполнялись шпалеры по картону великих Рубенса, Рафаэля, по эскизам Ван Дейка. В Испании, в Мадриде, в XVIII веке была основана королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась тем, что эскизы для картона создавал Франсиско Гойя.

Классическая западноевропейская шпалера - это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися. Создается она при помощи одного из простейших ткацких приемов: перекрестного переплетения нитей.
Если в XII - XIII веках в Европе произведение выполнялось сначала до конца одним или несколькими мастерами вручную, причем каждый из них вносил в работу помимо профессиональной виртуозности также особенности своего авторского почерка, то начиная с XVII века положение вещей стало постепенно меняться. Усиление контроля со стороны мецената-заказчика, первым из которых был король, привело к жестокому цеховому разделению труда. Автор-живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал.

Гобелены в России
Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

Шелковые Гобелены
В древнем Китае гобелены ткали из шелка. Историки считают, что в технике, сходной с гобеленным ткачеством, китайские мастера работали уже в эпоху Хань. Хорошо изучены шелковые гобелены эпохи Сун (X-XIII века). У китайских мастеров и основа, и уток были из шелка. Число уточных нитей достигало 116 на один сантиметр.

Китайские мастера тщательно хранили свои секреты. К примеру, абсолютная монополия Китая на производство шелка продержалась около четырех тысяч лет, пока монахи в полом посохе не доставили в столицу Византийской империи - Константинополь грену (яйца тутового шелкопряда). Византия в те времена была торговым мостом между Востоком и Западом, а шелковые гобелены - своеобразной валютой.

Гобелены Сегодня
Ныне гобелен - штучная вещь, обладающая собственным характером. Художник вложил в него частицу своего тепла, настроения. Каждая ниточка гобелена подчинена замыслу автора. Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура создает особую игру света и тени, мастер может подчеркнуть ее использованием ворсовых участков, добавлением фасонной пряжи и другими приемами. Гобелен - ремесло трудоемкое. На изготовление больших шпалер с тонкой проработкой, которые ткались несколько веков назад, уходили годы. Чтобы соткать несложный гобелен размером с журнальную страницу, мастер может потратить от силы неделю. Ткачество простых ковриков посильно и школьникам. Но для создания действительно ценных гобеленов, которые будут долго радовать глаз, навевать особое настроение, нужна рука мастера. Мы Говорим: "Если Вы решили украсить свой дом или офис, то доверьте профессиональным художникам воплотить в жизнь ваши творческие фантазии".



Ссылки по теме:

Комментарии к статье (0) | 3925 рейтинг: 5747



 
   Copyright © RIN 2002- * нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ