Российская Информационная Сеть
 
 
Поиск
Дом и Семья   
Квартира   
Сад и огород   
Фэн Шуй   
Досуг   
Фитнес   
Этикет   
Усадьба   
Он Она   
Для дома и семьи   
Народные приметы   
Для торжеств   
new! Ваш малыш   
Модные обзоры   
Мода   
Фильмы для семьи   
 
Дети до школы   
Магия кулинарии   
Красота и здоровье   
Психология   
Стильные штучки   
Семейная литература   
Путешествия от А до Я   
Открытки   
Юмор   
Хобби и увлечения    
Коллекционирование   
Наши партнеры   
 
Гостевая книга   







  Квартира > Интерьер > Гобелен - древнее искусство для современной жизни

Гобелен - древнее искусство для современной жизни

В сегодняшнем мире искусства для обозначения художественного текстиля (в самом широком смысле) в современном русском языке существуют два равноправных термина: "шпалера" (от немецкого Spalier) и "гобелен". Первоначально гобеленами называли изделия возникшей в ХVII веке мануфактуры Гобеленов (les gobelins) в Париже. В русский язык оба термина вошли в XVIII веке (большую роль, в этом сыграло, в частности, основание в 1717 году Петербургской шпалерной мастерской). В широкой художественной практике прочно укоренилось употребление термина "гобелен", тогда как, в научном обиходе (в описаниях музейных коллекций, справочных изданиях и публикациях) принят термин "шпалера".

Искусство гобелена (шпалеры)
Историки утверждают, что в Египте репсовое переплетение было известно еще во времена Нового Царства. В египетском музее Каира хранится льняная пелена, затканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев. Она была найдена в гробнице Тутмоса IV и датируется 1400 годом до нашей эры. Отдельные приемы шпалерного ткачества были известны и в доколумбовой Америке. В Азии, в технике сходной со шпалерным ткачеством, работали китайские мастера. Хорошо известны работы мастеров эпохи Сун (X-XIII века) и позднейшие, вплоть до XVIII века. Японцы к началу III века познакомились с китайскими шелками.

В западную Европу художественное ткачество пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию. Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами. Первые шпалеры, как и фрески, создавались по заказу церкви (иногда по личному заказу епископа) на исторические или библейские темы. С конца XIV века шпалера прочно вошла в убранство интерьеров, стала неотъемлемым элементом украшения балконов, окон и стен домов во время торжественных празднеств и процессий, трибун для зрителей рыцарских турниров. Шпалерное ткачество превратилось в одну из важнейших отраслей художественного ремесла. Создавались уже не отдельные мастерские, а крупные мануфактуры. В разное время многие центры шпалерного ткачества оспаривали пальму первенства.

В XIV веке ведущим был Париж, затем Аррас. В XV веке - Аррас и Турне. Потом - города в бассейне реки Луары. В XVI веке - Брюссель, Антверпен, Ауденарде - во Фландрии, Феррара и Флоренция в Италии. В XVII-XVIII веках блистала королевская мануфактура в Париже, в Бове. Лучшими среди европейских мануфактур до конца XVIII века оставались фламандские и французские. Каждый центр специализировался на одной технике ткачества. Один из прекраснейших образцов фламандского ткачества - шпалера "Давид и Вирсавия". Фламандское искусство ткачества связано с именами Рубенса и Иорданса, которые создавали картоны для шпалер. Во Франции диктовали стиль Шарль Лебрен, Ж.-Б.-Кольбер, Франсуа Буше. Особенно большим успехом пользовались шпалеры мануфактуры в Обюссоне.

Наряду с французскими существовал ряд шпалерных мануфактур в других странах Европы. В Англии, в городке Мортлейк, в 1610 году была создана королевская мануфактура, где работали приглашенные из Фландрии ткачи. Здесь выполнялись шпалеры по картону великих Рубенса, Рафаэля, по эскизам Ван Дейка. В Испании, в Мадриде, в XVIII веке была основана королевская шпалерная мануфактура, которая прославилась тем, что эскизы для картона создавал Франсиско Гойя.

Классическая западноевропейская шпалера - это односторонний безворсовый ковер с сюжетными или орнаментальными изображениями, как правило, не повторяющимися. Создается она при помощи одного из простейших ткацких приемов: перекрестного переплетения нитей.
Если в XII - XIII веках в Европе произведение выполнялось сначала до конца одним или несколькими мастерами вручную, причем каждый из них вносил в работу помимо профессиональной виртуозности также особенности своего авторского почерка, то начиная с XVII века положение вещей стало постепенно меняться. Усиление контроля со стороны мецената-заказчика, первым из которых был король, привело к жестокому цеховому разделению труда. Автор-живописец создавал эскиз картона будущей шпалеры, специалист-картоньер тщательно выполнял его в величину произведения, а мастер-ткач переводил картон в текстильный материал.

Гобелены в России
Первый гобелен на Руси появился в XVII веке. Тогдашнему монарху Алексею Михайловичу подарил картину-ковер французский посол. Однако реальное производство гобеленов было налажено по указу императора Петра I только в начале XVIII века. Именно тогда в Петербурге начала работать шпалерная мануфактура, где производство налаживали парижские мастера.

Следует заметить, что русский гобелен идет от фрески, традиций древней монументальной живописи, в этом его отличие, например, от текстиля Латвии, где преобладают народные традиции ткачества. Для украшения царских дворцов Петербургская шпалерная мануфактура создала множество роскошных декоративных и сюжетных композиций. Особое внимание Петербургская мануфактура уделяла такому редкому жанру, как портрет. Известно, что на заказ были вытканы портреты Петра I, Елизаветы, Екатерины II и других известных вельмож.

Шелковые Гобелены
В древнем Китае гобелены ткали из шелка. Историки считают, что в технике, сходной с гобеленным ткачеством, китайские мастера работали уже в эпоху Хань. Хорошо изучены шелковые гобелены эпохи Сун (X-XIII века). У китайских мастеров и основа, и уток были из шелка. Число уточных нитей достигало 116 на один сантиметр.

Китайские мастера тщательно хранили свои секреты. К примеру, абсолютная монополия Китая на производство шелка продержалась около четырех тысяч лет, пока монахи в полом посохе не доставили в столицу Византийской империи - Константинополь грену (яйца тутового шелкопряда). Византия в те времена была торговым мостом между Востоком и Западом, а шелковые гобелены - своеобразной валютой.

Гобелены Сегодня
Ныне гобелен - штучная вещь, обладающая собственным характером. Художник вложил в него частицу своего тепла, настроения. Каждая ниточка гобелена подчинена замыслу автора. Чтобы оценить гобелен, его нужно не только увидеть, но и потрогать. Шероховатая фактура создает особую игру света и тени, мастер может подчеркнуть ее использованием ворсовых участков, добавлением фасонной пряжи и другими приемами. Гобелен - ремесло трудоемкое. На изготовление больших шпалер с тонкой проработкой, которые ткались несколько веков назад, уходили годы. Чтобы соткать несложный гобелен размером с журнальную страницу, мастер может потратить от силы неделю. Ткачество простых ковриков посильно и школьникам. Но для создания действительно ценных гобеленов, которые будут долго радовать глаз, навевать особое настроение, нужна рука мастера. Мы Говорим: "Если Вы решили украсить свой дом или офис, то доверьте профессиональным художникам воплотить в жизнь ваши творческие фантазии".

Какие поломоечные машины популярны на российском рынке
Посетители больших гипермаркетов, концертных залов, аэропортов, вокзалов давно обратили внимание на то, что чистота в помещениях с большой площадью поверхности полов поддерживается не армией уборщиц с половыми тряпками, а с помощью средств малой механизации, а именно поломоечными машинами
Преимущества газовых погрузчиков
Совсем недавно вилочные погрузчики были преимущественно дизельными
Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика
Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" (ОСГОП)


Ссылки по теме:

Комментарии к статье (0) | 3925 рейтинг: 5198



 
   Copyright © RIN 2002- * нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ