Поиск
 
Юмор   
 







  Квартира > Интерьер > Норман Бел Геддес
Норман Бел Геддес

В 30-х годах в Америке расцвел футуродизайн (то ли умозрительный "дизайн будущего", то ли практическое "проектирование будущего"). То, что было тогда "futuro", давно уже стало нашим прошлым или, в крайнем случае, нашим настоящим. А что-то так и осталось утопией. Но, что удивительно, - "утопическая" часть футуродизайнерских прогнозов оказалась весьма незначительной. А реализовано множество идей, пусть и с поправками и гораздо позже. Осталось решить, что первично. То ли футуродизайн был гениальным пророчеством и смог предугадать развитие техники столь точно, то ли это прогресс взял "мечты о будущем" за основу и сделал их реальностью.

Крупнейший теоретик и практик футуродизайна - Норман Бел Геддес, а его наиболее прославившийся футуропроект - павильон компании General Motor`s для Всемирной выставки в Нью-Йорке 1939 года - "Футурама". На огромной площади был создан действующий макет города предположительно 1960 года. Город будущего представал перед восхищенными зрителями просторным, чистым и процветающим. Великолепные небоскребы, зеленые бульвары и парки, широкие автострады и 50 тысяч автомобилей! Крошечные, но действующие модели автомобилей передвигались по автомагистралям города-мечты. Зрелище было грандиозное. Люди выходили из павильона с уверенностью, что видели будущее. Оно представлялось создателю "Футурамы" прекрасным, светлым и радостным, и своим оптимизмом он заражал посетителей выставки.

Был ли это научно продуманный прогноз или всего лишь удачный рекламно-идеологический ход? Выставка 1939 года была возможностью для американского бизнеса восстановить свой померкший за время депрессии имидж двигателя прогресса. Корпорации стремились показать и своим согражданам, и всему миру, как можно улучшить жизнь благодаря развитию технологий. "Футурама" предлагала оптимистично-технологическое обещание лучших времен, и это совпадало с чаяниями американцев, которые желали для своей страны счастливого будущего.

Свою карьеру Норман Бел Геддес начинал как театральный художник. С 1916 по 1937 год он оформил около 200 постановок. Многие спектакли он оформлял в подчеркнуто конструктивистском стиле (а конструктивизм, как эстетическое явление, был очень близок к футуризму). Далеко не сразу нетрадиционные идеи Бела Геддеса были приняты американским театром. Например, он предлагал изменить отношение к сценическому свету. Традиционно главная цель театрального освещения была очень проста - осветить сцену и актеров. Бел Геддес предложил светом моделировать сценическое пространство. Свет в этом плане давал неограниченные возможности пространственных игр - быстро и легко позволял изменять облик сцены и создавать нужные эффекты. Только через несколько лет эта и другие идеи были поняты и приняты, причем, приняты с восторгом. В 1931 году проект Бела Геддеса победил в международном конкурсе проектирования Харьковского музыкального театра.
Футуристические прогнозы Бела Геддеса начались еще во время его активной работы в театрах. Если достаточно реалистичные постановочные идеи так долго пробивали себе дорогу, то на скорую реализацию своих фантастических проектов театральных зданий он и вовсе не мог надеяться. Бел Геддес проектировал на будущее. Любимой его идеей был проект круглого в плане театра, по аналогии с цирковым зрелищем. Такая организация зала позволяла вовлечь зрителей в игру, сделать их соучастниками сценического действия.

К концу двадцатых годов Бел Геддес стал уделять значительное внимание промышленному проектированию, как реальному, так и футуристическому. В 1927 году он открыл частное проектное бюро промышленного дизайна (кстати, одним из первых в мире). Среди реализованных проектов были автомобиль для фирмы Graham Paige, радиоприемники для RCA и Philco, обстановка спальни для Simmons, проект газовой плиты для Standard Gas Equipment. О своих футуропроектах Бел Геддес рассказал широкой публике в книге "Горизонты". В ней были описаны: торпедообразный океанский лайнер; двухъярусный автобус, напоминающий формой рыбу; каплевидный автомобиль; скоростной локомотив аэродинамичной формы. Большая часть книги была посвящена описанию проекта трансконтинентального самолета "Летающее крыло".

Комментарии к статье | Обсудить на форуме | 2686

 1  2  3 


 
   Copyright © RIN 2002- * Обратная связь