Российская Информационная Сеть
 
 
Поиск
Дом и Семья   
Квартира   
Сад и огород   
Фэн Шуй   
Досуг   
Фитнес   
Этикет   
Усадьба   
Он Она   
Для дома и семьи   
Народные приметы   
Для торжеств   
new! Ваш малыш   
Модные обзоры   
Мода   
Фильмы для семьи   
 
Дети до школы   
Магия кулинарии   
Красота и здоровье   
Психология   
Стильные штучки   
Семейная литература   
Путешествия от А до Я   
Открытки   
Юмор   
Хобби и увлечения    
Коллекционирование   
Наши партнеры   
 
Гостевая книга   







  Этикет > Из истории этикета > Средневековье

Средневековье

Символика жестов
Средневековая культура была культурой жестов. Одним из главных средств выражения в средневековом обществе было человеческое тело. Жесты были тесно связаны с числами. Например, числа 30, 60 и 100 относились к трем состояниям человека: браку, вдовству и девственности. Для того, чтобы представить число 30, нужно было тихонько свести кончики большого и указательного пальцев, - это означает брак. Чтобы изобразить число 60, большой палец нужно согнуть и как бы склонить перед указательным, которые нависает над ним, - таков образ вдовы, которая целомудренно обуздывает сладострастие прошлого или которая согнулась, скрывшись под покрывалом. Наконец, чтобы получить число 100, нужно составить пальцами венец девственности.
Существовала особая символика пальцев руки. Мизинец символизировал веру и добрую волю; безымянный палец - раскаяние, средний палец - милосердие, указательный - ясный разум; большой - божественность. Ясно, что для того, чтобы понять это, надо знать, что в средние века люди считали на пальцах и этот счет лежал в основе всех символических толкований так же, как в основе всех измерений лежали `естественные` меры: длина стопы или предплечья, размер пяди или поверхности земли, которую можно было обработать за один день и т.п.
Все существенные соглашения и клятвы в средневековом обществе сопровождались жестами и вопло-
щались в них. Вассал вкладывал свои руки в руки сеньора, клал их на Библию, а в знак вызова ломал соломинку или бросал перчатку. Жест уведомлял и обозначал позицию. В религиозной жизни его значение было еще больше. Жестом веры был Крест. Жестами молитвы были руки, сложенные, воздетые, руки скрещенные, окутанные покрывалом. При покаянии ударяли себя в грудь; благословляли с возложением рук и совершением крестного знамения. Существовали жесты заклинания злых духов - воскурение. Определенные жесты составляли суть совершаемых тайных обрядов. Богослужение, по сути, также набор жестов.

Одежда
Она имела большую социальную значимость, ибо точно указывала на социальную категорию, была, по сути, униформой. Носить не ту одежду, которая подобала человеку по его положению, означало совершать грех гордыни или падения. Нищий оборванец, одетый в лохмотья, был презираем. Монастырские уставы тщательно регламентировали костюм. Особо суровые монашеские ордена XI и ХП вв. для того, чтобы подчеркнуть свою исключительность, приняли некрашеную белую одежду. После этого белых монахов стали противопоставлять черным монахам, бенедиктинцам. Еще дальше пошли нищенствующие ордена, члены которых стали одеваться в суровую мешковину. Их за это прозвали серыми монахами.
Особое внимание уделялось аксессуарам - перчаткам и головным уборам, которые точно указывали ранг. Врачи носили длинные замшевые перчатки и береты. Только рыцарям можно было носить шпоры. Конечно, средневековое вооружение слишком функционально, чтобы стать на самом деле униформой. Однако рыцари, создавая благородное сословие, стали прибавлять к шлему, латам, щиту, мечу знаки отличия; появились аристократические гербы.
Богатые могли позволить себе роскошь в одежде - тяжелые просторные вещи из тонкого сукна, расшитые золотом шелка; украшения, драгоценностя, цвета, которые менялись в зависимости от моды. Например, пунцовый цвет, связанный с красными красителями, в XIII в. отступил перед цветом морской волны, голубой и зеленой гаммой, чему содействовало развитие техники пастели. Германские торговцы красными красителями, борясь с конкуренцией, стали изображать дьявола голубым, чтобы дискредитировать новую моду. Роскошью являлись также меха, за которыми европейцы ездили на Русь и в Крым.
В конце XIII в. стали появляться законы против роскоши. Особенно суровы они были во Франции и Италии. Скорее всего, это было связано с начинавшимся кризисом, точнее - с социальными процессами, порождавшими выскочек из низших слоев, которые своей крикливой роскошью стремились затмить старые знатные фамилии. Эти законы, предписывая разницу в одежде, помогали поддерживать установленный общественный порядок. Людовик IX Святой, король Франции (XIII в.), стремился совместить защиту порядка с религиозными идеалами, и потому избегал сам и советовал избегать своим приближенным как слишком большой роскоши, так и излишней простоты в одежде.

Украинский бюджет не в состоянии исполнить обязательства перед иностранными кредиторами.
Юлию Тимошенко, отбывающую наказание в Харьковской колонии за превышение полномочий во время нахождения на посту премьер-министра Украины, вероятно, часто вспоминают в правительстве Украины
Как обмениваться визитками?
Если вы хотите установить деловой контакт, то забудьте о навязчивости
В Смольном прошла встреча российской и финской сторон
Пирьё Тулокас, назначенная 1-го сентября 2012 года на должность Генерального консула Республики Финляндия в Санкт-Петербурге, провела встречу с губернатором Петербурга Григорием Полтавченко


Ссылки по теме:
  • Салат
    Вид однолетних травянистых растений семейства Астровых, овощная культура....
  • Мусульманский стиль
    Мусульманская культура испытала большое влияние культуры завоёванных народов (византийцев, египтян, ...
  • Окультуренные джунгли
    В экзотике есть что-то безумно притягательное. Она будоражит, бодрит, заставляет вспомнить о том, чт...
  • Рождественские традиции
    Рождественский венок имеет лютеранское происхождение. Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Пе...
  • Средневековье
    Средневековая культура была культурой жестов. Одним из главных средств выражения в средневековом общ...

Комментарии к статье (0) | 600 рейтинг: 8639
Страницы:  1  2  3 



 
   Copyright © RIN 2002- * нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ