Российская Информационная Сеть
 
 
Поиск
Дом и Семья   
Квартира   
Сад и огород   
Фэн Шуй   
Досуг   
Фитнес   
Этикет   
Усадьба   
Он Она   
Для дома и семьи   
Народные приметы   
Для торжеств   
new! Ваш малыш   
Модные обзоры   
Мода   
Фильмы для семьи   
 
Дети до школы   
Магия кулинарии   
Красота и здоровье   
Психология   
Стильные штучки   
Семейная литература   
Путешествия от А до Я   
Открытки   
Юмор   
Хобби и увлечения    
Коллекционирование   
Наши партнеры   
 
Гостевая книга   







  Модные обзоры > Что читать > Орхан Памук. "Меня зовут Красный"

Орхан Памук. "Меня зовут Красный"

Роман.
Перевод с турецкого В.Феоновой
СПб. Амфора, 2002.









Дмитрий Бавильский: "Некий падишах заказал лучшим художникам оформить книгу книг. С какого-то времени в рабочей группе начали происходить убийства. Монологи убийцы оказываются в романе единственными анонимными высказываниями. Остальные недоумевают, устраивают свои дела, производят расследование. Постепенно ситуация проясняется, круг подозреваемых сужается: так ведь это ты, Мирон, Павла-то убил! <...> Так и оказывается, что эстетская, казалось бы, замкнутая сама на себя, книжка оборачивается едва ли не политическим манифестом, звучит как чудовищная крамола, ничуть не менее остро, чем какой-нибудь Салман Рушди".

Добавим, что действие происходит в Стамбуле XVI века. Это последний век классической мусульманской миниатюры. Та самая Книга, из-за которой все и закрутилось, должна была стать изображением вселенной падишаха, "наподобие картин старых венецианских мастеров", и в центре этой вселенной должен был находиться портрет правителя в европейском стиле - вещь для ислама неслыханная и скандальная. Воплощая индивидуальность и бессмертие в памяти потомков, такой портрет нарушает неписаные каноны "старой школы": считается, что залог гениальности талантливого художника - слепота. Слепой не сможет написать чей-то портрет, но зато он видит мир таким, каким его видит Аллах. Слепота - это отсутствие индивидуального стиля, квинтэссенция традиции, тайна памяти. Точно так же отличаются многочисленные оттенки красного цвета у европейцев и чистый красный цвет, используемый в традиционной миниатюре. Это различие между образом и смыслом. Анонимный убийца сравнивает свое деяние с шедеврами старых мастеров: "Бехзад создавал <...> шедевры и всегда старался не оставлять следа, по которому можно было бы определить личность того, кто создал это чудо. <...> то, что называют манерой и стилем, - это всего лишь особенность, присущая определенной личности. <...> Снег скрыл все следы, которые можно было принять за мою подпись. Если бы четыре ночи назад я совершил непростительный грех, Аллах не проявил бы такой заботы обо мне". В последней фразе следует читать не импликацию, но эквивалентность: манера, стиль, подпись, любое проявление индивидуальности, - это и есть грех. "Шайтан - это тот, кто говорит: "я", это тот, у кого есть свой стиль". Первая посылка. Становится известно, что убийца нарисовал для Книги лошадь в необычной манере - со срезанными ноздрями. Далее выясняется, что это очень старый и редкий стиль, имеющий монгольские корни. Похожие изображения лошади могли встречаться только в одном месте. Именно там прошла юность художника Х (не будем раскрывать имени). Следовательно, Х - убийца. Срезанные лошадиные ноздри сыграли роль нечаянной подписи. "Оказывается, стиль - это не то, что художник сам сознательно выбирает, это - скрытый изъян, выявляющий прошлое художника, его забытые воспоминания". Итак, убийца обнаружил свой стиль. Вторая посылка. Заключение: убийство - грех. Но не так все просто. Убийца обнаруживает двоякое, противоречивое желание: "С одной стороны, понимаю, что стиль - это неблагородно, бесславно, а с другой, шайтан подстрекает меня - я хочу, чтобы у меня был свой собственный стиль, мне это интересно". Соблазненный стилем, Х рисует свой автопортрет на том месте, где должен был появиться портрет падишаха. "Я чувствую себя шайтаном не потому, что убил двух человек, а потому, что сделал такой портрет. Мне кажется, я убил тех двоих, чтобы суметь нарисовать такой портрет". Но Х понимает, что портрет далек от совершенства, и призывает художников не подражать рабски индивидуальной манере европейцев без овладения их мастерством: "Старые мастера Герата, стараясь изображать вселенную такой, как ее видел Аллах, не ставили подписей, чтобы скрыть свою личность. Вы же будете ставить подписи, чтобы скрыть отсутствие у вас личности". И это не менее тяжкий грех.



На основе рецензий Льва Данилкина (Афиша) и "Русского журнала"
Где можно найти свою вторую половинку?
Мы с уверенностью заявляем, что свою вторую половинку вы можете найти на сайте сайт знакомств
О пользе питьевой и минеральной воды
Питьевой называется вода, предназначенная для ежедневного, безопасного потребления человеком
Бытовая техника эволюционирует!
На пороге нового тысячелетия провели опрос на предмет, какое изобретение за последнее тысячелетие относится к наиболее полезному


Ссылки по теме:
  • Орхан Памук. "Меня зовут Красный"
    Орхан Памук -царьградский зав-лит, главный современный турецкий писатель, фигура уровня Эко, Павича ...
  • Гипоэстес кроваво-красный
    Гипоэстес кроваво-красный ...
  • Цветная гамма интерьера
    Достижение гармонии в декоративном оформлении интерьера невозможно без правильного подбора цветовой ...
  • Один в доме
    С какого возраста можно оставлять ребенка одного Ответ на этот вопрос вам не сможет дать никто, это ...
  • Кровь
    Для работы нам понадобится: основа под лак, темный лак, красный лак, закрепитель, тонкая кисточка....

Комментарии к статье (0) | 3034 рейтинг: 3624



 
   Copyright © RIN 2002- * нАПЮРМЮЪ ЯБЪГЭ